светофорное регулирование

Описание страницы: светофорное регулирование от профессионалов для людей.

proboknet

В своих постах мы часто используем различные термины, смысл которых наверняка не всем до конца понятен. Решил провести небольшой ликбез.

Светофорное регулирование — достаточно простой и удобный способ организации движения. Основой регулирования является программа, заложенная в светофор, в повседневной речи мы называем ее "пофазником".

Пофазник или программа
Это детально расписанная схема светофорного регулирования, которая определяет, в каких направлениях и сколько времени разрешено движение на перекрестке. Пофазник может быть очень простым — всего две фазы, или более сложным включающим их до бесконечности.

Пофазник состоит из основных и промежуточных фаз. Последние обычно называются "пром.тактами".
Основные фазы — промежутки времени, разрешающие движение определенным направлениям. Они следуют друг за другом в заранее определенном порядке (от первой до последней), образуя светофорный цикл, который постоянно повторяется.

Промежуточные фазы (или пром.такты) — промежутки времени между основными фазами. Например, всем известный желтый и красный свет одновременно. Промтактом в практике также называют фазу, когда всем направлениям горит красный. Это нужно, чтобы транспортные средства или пешеходы успели покинуть перекресток до включения других направлений. Обычно она длится три секунды, но может быть и более.

За исправное исполнение программы и корректную работу светофорного объекта, куда входят все связанные на перекрестке светофоры, отвечает контроллер (фактически, это компьютер, правда он намного примитивнее любого смартфона в кармане). Он есть на каждом светофорном перекрестке, это такой большой ящик. Рядом с ним должен быть пульт, с которого можно управлять светофором в ручном режиме.

В контроллер можно заложить одну или несколько различных программ. Иногда на перекрестке целесообразно делать разные пофазники под утро, день и вечер, отдельно под выходные дни и отдельно под пятницы и воскресенья в летний сезон. Но так почти никто не делает, слишком мороки много.

Интеллектуальная траснпортная система (ИТС)
Сейчас в городе разворачивается и настраивается система адаптивного светофорного регулирования, когда контроллеры по датчикам, установленным на дороге, получают информацию о количестве машин, приближающихся к перекрестку с разных сторон, и вычисляет, сколько времени выделять каждой фазе. ИТС — это очень большая тема. Мы как-нибудь её отдельно разберем. Вернемся к другим терминам.

Читайте так же:  опекунство над пожилыми людьми

Скрытый правый поворот
Это поворот направо под стрелку без пересечения с движением в основном ходу.

Веерное движение
Когда на перекрестке с одной улицей в одной фазе поток едет по всем возможным направлениям (обычно налево, прямо, направо). Обычно одновременно с ним применяют скрытый поворот направо.

Пешеходы в круг
Это отдельная от движения автомобилей пешеходная фаза. Все машины стоят, а люди могут переходить дорогу в любом направлении. Данная фаза позволяет организовывать на перекрестке диагональные пешеходные переходы.

Движение на просачивание
Это вспомогательное направление движения, когда нужно уступить иным направлениям. Например, при повороте направо вы должны уступить дорогу пешеходам (по новому ГОСТу пересечение людей и транспорта запрещено, но практически по всей стране игнорируется, к счастью). Впрочем, движение на просачивание может быть не только с пешеходами, но и с транспортом (при повороте налево или направо на перекрестке).

Вот такой пояснительный пост получился. Думаю, он будет обновляться, как что еще вспомним. О чем бы вы еще хотели узнать?

7.3. Правила установки светофоров

7.3.1. При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П.1 и П.2) должна быть обеспечена видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8 «Светофорное регулирование» по 5.2.11.

Сигналы дополнительной секции светофоров Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл и сигнал светофора Т.9 должны распознаваться на расстоянии не менее 50 м.

Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.

7.3.2. При установке светофоров Т.3 любых исполнений должна быть обеспечена видимость их сигналов для водителя транспортного средства, остановившегося перед знаком 6.16 «Стоп-линия» или разметкой 1.12 «Стоп-линия» на крайней полосе, ближайшей к этому светофору.

7.3.3. Светофоры Т.4 любых исполнений устанавливают перед въездом на полосу и на протяжении всего участка дороги над каждой полосой с реверсивным регулированием. При этом с места установки каждого светофора должна быть обеспечена видимость сигналов следующего по ходу движения светофора.

Читайте так же:  форма и порядок совершения завещания

В случае применения в тоннелях светофоров Т.4 их устанавливают в начале тоннеля над каждой полосой движения.

7.3.4. Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух (рисунок В.24а).

При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.

Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.

7.3.5. Высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части (рисунок В.23) составляет:

1) для транспортных светофоров (кроме Т.3 всех исполнений, Т.5 и Т.9):

— при установке над проезжей частью — от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над проезжей частью на высоте от 6 до 8 м для соблюдения требований 6.2.14;

— при установке сбоку от проезжей части — от 2 до 3 м;

2) для светофоров Т.3 любых исполнений, Т.9 — от 1,5 до 2,0 м;

3) для светофоров Т.5 — от 2 до 4 м;

4) для пешеходных светофоров — от 2,0 до 2,5 м.

Светофоры различных типов, устанавливаемые на одной опоре и обращенные к участникам движения одного направления, размещают относительно друг друга по вертикали в последовательности (снизу вверх): Т.3 любых исполнений, П.1(П.2), Т.1 (Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл) или Т.2, Т.5(рисунок В.23).

7.3.6. Опорные конструкции, используемые для крепления светофоров, устанавливают вне проезжей части дороги, их элементы, находящиеся над проезжей частью, не должны быть ниже края корпуса светофора, размещаемого над проезжей частью по 7.3.5.

7.3.7. Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м.

Расстояние от ближнего края проезжей части до светофора, установленного над проезжей частью, должно быть не менее 4 м (рисунок В.23).

При обеспеченной видимости сигналов пешеходного светофора допускается его устанавливать на расстоянии до 5 м от края проезжей части.

Читайте так же:  документы для получения справки о составе семьи

7.3.8. Расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1 м (рисунок В.18).

На протяжении одной дороги высота установки транспортных светофоров и их удаление от проезжей части должны быть по возможности одинаковы.

7.3.9. Светофоры устанавливают на расстоянии не менее 1 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.

7.3.10. Транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекрестком или над проезжей частью (кроме Т.3, Т.6, Т.10). Светофор Т.1.г устанавливают только над проезжей частью.

Справа от проезжей части данного направления устанавливают светофоры Т.1, Т.1.п, Т.1.пл, Т.2 со стрелками «прямо», «направо», «прямо и направо», Т.3, Т.3.п, Т.6, Т.7, Т.8, Т.9 и Т.10. Светофоры Т.1.л, Т.2 со стрелками «налево» или «прямо и налево» и Т.3.л устанавливают слева на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности, при одностороннем движении — слева от дороги.

На дорогах с двусторонним движением при отсутствии перед перекрестком разделительной полосы, направляющих островков или островков безопасности допускается установка светофора Т.1.л справа, если число полос в данном направлении в населенных пунктах не более трех (вне населенных пунктов — не более двух), в противном случае Т.1.л размещают над проезжей частью. Светофоры Т.2 со стрелками «налево», «прямо» или «прямо и налево» в этих случаях устанавливают над проезжей частью.

Если режим работы светофорного объекта предусматривает различную длительность и (или) последовательность светофорных сигналов для каждой из полос движения, то светофоры Т.2 устанавливают над соответствующими полосами движения.

Светофор Т.5 устанавливают справа или над специально выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. При регулировании движения трамваев допускается установка светофоров Т.5 между путями.

Допускается устанавливать светофоры Т.7 на приподнятом центральном островке, островке безопасности или над центром перекрестка.

Светофоры Т.7 устанавливают над проезжей частью для каждого направления движения.

7.3.11. Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2, установленные сбоку от проезжей части, дублируют.

Дублирующий светофор устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним с учетом наилучшей видимости сигнала светофора водителем.

При наличии разделительных полос, направляющих островков или островков безопасности дублирующие светофоры (кроме Т.1.п, Т.2 со стрелкой «направо») устанавливают на перекрестке, за ним между проезжими частями или слева от перекрестка. При этом установка дублирующего светофора слева за перекрестком допускается, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех полос движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.

Читайте так же:  ходатайство о проведении экспертизы в гражданском процессе

Светофоры Т.1.п и Т.2 (со стрелкой «направо») дублируют, если поворот направо осуществляется в два ряда и более. Дублирующие светофоры устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним между проезжими частями или справа. При установке светофора справа число полос в попутном направлении должно быть не более трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.

При отсутствии разделительных полос, приподнятых направляющих островков или приподнятых островков безопасности дублирующие светофоры устанавливают непосредственно за перекрестком: Т.1.п или Т.2 (со стрелкой «направо») — справа, остальные — слева в случае, если число полос в данном направлении не превышает трех, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч (рисунок В.23а).

7.3.12. При несоблюдении условий, перечисленных в 7.3.11, светофоры (кроме Т.3 любых исполнений) устанавливают над проезжей частью (рисунок В.23б).

Светофоры, расположенные над проезжей частью, допускается не дублировать.

Светофоры — виды, функции и регулирование

Светофоры – это важнейшее средства для организации безопасности дорожного движения. Они регулируют потоки транспорта и людей как на крупных, так и на малых участках. При использовании светофорного регулирования во много раз снижаются риски ДТП с участием автомобилистов, велосипедистов и пешеходов, которые могут возникнуть при:

  • Несоблюдении правил поворота или проезда;
  • Слишком маленькой или большой интенсивности движения на главной дороге;
  • Условиях ограниченной видимости или невозможности определения правил приоритета пересечения;
  • Недостаточной пропускной способности.

Качество движения

Качество движения сети транспорта и пешеходов может быть во многом улучшено за счет светофорного регулирования. Оно позволяет защитить от перегрузки участки дорог и улиц, освободить их для приоритетного потока, а также ограничить въезд или выезд.

В большинстве случаев светофоры уменьшают площадь объектов транспортной инфраструктуры. К примеру, с их помощью возможно заменить кольцевой участок на перекресток, что также позволит увеличить пропускную способность.

Читайте так же:  где взять справку о доходах пенсионеру

Светофоры для экологии

Казалось бы, как могут быть связаны светофоры и экологическая обстановка, однако в данном случае они играют немалую роль:

  • Поддержание максимально допустимой скорости;
  • Уменьшение количества остановок;
  • Равномерное движение через несколько пересечений.

Все это существенно сокращает расход топлива, что снижает выделение выхлопных газов и уровень шума от транспорта. Это особенно важно для участков, где интенсивно используются прилегающие территории (общественные или торговые зоны), а также для больших переходов и велосипедных потоков.

Виды и устройство светофоров

На сегодняшний день существуют пешеходные и транспортные светофоры, которые также включают в себя несколько разновидностей. Есть модификации со стрелками и без, двумя или тремя световыми сигналами, предназначенные для велосипедных дорожек или Ж/Д переездов, а также со звуком и таймером.

Для транспорта

Стандартные модели выполнены в трех цветах: красном, желтом и зеленом. Если светофор вертикальный, то красный расположен сверху, а если горизонтальный, то он находится левее. В определенных модификациях желтый может быть заменен на оранжевый.

Для пешеходов

Пешеходные светофоры устанавливаются на официально разрешенных переходах, и оборудованы только двумя световыми сигналами – запрещающим и разрешающим. Самая популярная конструкция – в форме силуэта человека идущего зеленого и стоящего красного.

Следует отметить, что в других странах запрещающим сигналом является красная поднятая ладонь, а порой вместо человечков можно увидеть надписи «идите» или «стойте». Существуют модификации (например, в норвежском Осло) с парой стоящих рядом человеческих фигурок.

Все эти сложности обусловлены удобством для людей с ограниченными возможностями, дефектами зрения, глухотой или дальтонизмом. В большинстве случаев современные светофоры дублируют световые сигналы с помощью звука.

Система регулирования

Светофорное регулирование бывает:

  • Постоянным – режим не изменяется или меняется в течении суток и/или в зависимости от дня недели.
  • Адаптивное – частично или полностью зависит от транспортного потока (сменяет продолжительность, последовательность или количество фаз движения).

Особый режим сетевой координации «зеленая волна» стоит рассмотреть отдельно. В данном случае меняются все три вышеперечисленных показателя. Такое возможно только при постоянном регулировании или адаптивном с изменением продолжительности фаз.

светофорное регулирование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here