ширина одной полосы дороги

Описание страницы: ширина проезжей части дороги в населенном пункте и за городом по госту от профессионалов для людей.

Знать, какая положена ширина полосы движения по ГОСТ, очень полезно, ведь в спорных ситуациях в случае ДТП это поможет доказать свою правоту. Обустройство дороги, разметка, количество полос и их ширина строго регламентируются законом. Если же стандарты нарушаются, у водителя, которого обвиняют в несоблюдении правил, есть шанс избежать наказания.

От чего зависит ширина полосы движения

Геометрические показатели для проезжей части устанавливаются ГОСТами и СНиПом 2.07.01-89. При этом разработанные стандарты не одинаковы для разных типов дорог.

Так, ширина полосы зависит от следующих факторов:

Местонахождение – в населённом пункте или вне его.

Максимально разрешённая скорость движения по дороге.

Какое значение имеет трасса (местное, республиканское, федеральное).

То есть ширина полос в Москве будет другой, чем в пригородной зоне, а для скоростной многополосной магистрали устанавливаются иные стандарты, чем для обычной междугородней трассы.

Категории автомобильных дорог

Ширина проезжей части дороги обязательно соответствует её категории. Классификация содержится в ГОСТ 52398-2005, а также в Федеральном Законе № 257-ФЗ, статья 5.

Всего выделяют пять категорий:

  • первая (А, Б, В) – скоростные четырёхполосные магистрали (автобаны);
  • вторая – не скоростные четырёхполосные магистрали, а также дороги на две полосы;
  • третья – не скоростные двухполосные дороги;
  • четвёртая – обычные дороги на две полосы;
  • пятая – однополосные дороги.

Магистрали первой категории обязательно оснащаются разделительными ограждениями, имеют многоуровневые развязки, подземные пешеходные переходы (либо через мосты). На дорогах всех других категорий полосы ограждения не требуются, в большинстве случаев достаточно разметки.

Определённая ширина полос устанавливается для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения на магистралях. Установлены такие значения:

  • 3,75 м – для магистральных скоростных дорог и магистральных улиц непрерывного движения с 4-8 полосами (категории 1А, 1Б, 1В, 2);
  • 3,5 м – для магистральных дорог и улиц с регулируемым транспортным потоком на 2-6 полос, транспортно-пешеходных дорог районного значения, некоторых улиц местного значения и второстепенных проездов (категории 2, 3);
  • 3 м – для улиц жилой застройки в 2-3 полосы, парковых дорог (категория 4);
  • 4,5 м – для однополосных не скоростных дорог (категория 5).

Допускается минимальная ширина и в 2,75 м, но только в случае, если проводятся ремонтные работы или в других подобных ситуациях. Тогда обязательно устанавливается схема объезда препятствия.

Важно! Если же полоса ещё уже, то двигаться по ней запрещено – автомобили могут просто не разъехаться.

Ширина полосы в городе и за его пределами

Для любых магистралей ширина полосы не может быть больше 3,75 м (исключение составляются однополосные дороги), при том, что общая ширина при наличии четырёх полос (в обе стороны) устанавливается в 15 м, а восьми полос – в 30 м.

Читайте так же:  советы риэлтора как быстро продать квартиру

Полосу шириной 3,75 м можно увидеть и в населённом пункте (главные магистрали, на которых разрешено разгоняться до 100 км/час), но более характерны они для междугородних скоростных трасс, а также магистралей федерального и районного значения за городом.

Многополосные дороги с более широкой проезжей частью встречаются в крупных населённых пунктах и мегаполисах, таких, как Москва, где есть участки, допускающие скорость выше положенных 60 км/час (при наличии соответствующего знака).

Также в населённых пунктах обустраиваются магистрали с максимальной шириной полосы 3,5 м, сюда же относятся и дороги с обочиной, специально выделенной для движения пешеходов. Такая же ширина регламентируется для всех городских дорог с регулируемым транспортным потоком.

Случается, что параметры, установленные по ГОСТ в городе, не соблюдаются. Чаще всего такая ситуация складывается из-за особенностей застройки российских городов, которые возводились в то время, когда автомобильного движения ещё не было. В результате улицы зачастую слишком узкие.

Нарушение ПДД на узкой дороге

Чем же может помочь знание нормативов при ПДД? Дело в том, что случаи, когда происшествие случается по причине слишком узкой проезжей части, отнюдь не редкость.

Во-первых, знаки на таких дорогах зачастую нельзя установить так, чтобы они были хорошо видны водителям. А во-вторых, любое препятствие на проезжей части заставляет выезжать на другую полосу, иногда даже встречного направления. Ещё один тип нарушения – несоблюдение скоростного режима.

Интересная ситуация нередко складывается зимой или поздней осенью, когда на обочинах возвышаются отвалы снега или кучи листвы. Из-за них дорога становится значительно уже, и водители вынуждены двигаться по другой полосе, например, чтобы объехать препятствие.

Внимание! Если ширина полосы составляет 2,75 м, то для неё устанавливается предельно допустимая скорость в 30-40 км/час, а в жилых зонах она снижается до 20 км/час. Водителя об этом предупреждает знак (ограничения скорости во время ремонта дороги в первом случае, и «жилая зона» – во втором).

Если полосы разделены сплошной линией разметки, можно даже лишиться прав, так что разумно в такой ситуации измерить, какая ширина проезжей части фактически. Инспектор ГИБДД всё равно может наложить штраф за пересечение сплошной, но, если ширина полосы окажется меньше положенного, он будет небольшим.

Читайте так же:  какая статья за оскорбление и угрозы

Ширина проезжей части и полос движения

Еще много в стране старых дорог с узкими полосами движения, все они должны соответствовать размерам по ГОСТ. Проезд по ним на скоростных автомобилях, чреват созданием аварийных ситуаций.

Частые ДТП случаются именно на таких дорогах. И здесь не стоит винить водителей, нарушающие ПДД, а специальные дорожные службы, отвечающие за качество автомобильных магистралей.

Размеры по ГОСТ

Нормативные документы требуют, чтобы ширина полосы движения по ГОСТ достигала 3 метра 75 сантиметров.

Неважно где построена дорога — в городе, на других территориальных локациях. Автотрассы могут быть местного, областного, республиканского, междугороднего значения.

Стандарты распространяются на все виды дорог, имеющие асфальтное или бетонное покрытие:

  • 4 полосы движения. Например, устройство магистральных скоростных дорог, где разрешена скорость движения до 130 км/ч включительно, имеющие по четыре полосы в оба направления, должны иметь ширину полос 3,5 метра. И улицы городов, с разрешенной скоростью движения автотранспорта до 100 км/ч.
  • Профильный Государственный стандарт общей ширины улицы, где транспорт движется по четырем полосам в оба направления, требует, чтобы она не должна быть меньшей 15 метров. Приводится, как пример чистой широты без учета площади, занимаемой разделительными элементами.
  • 8 полос движения. Сегодня строятся, сдаются в эксплуатационный режим восьми полосные дороги в одну и другую стороны. В мегаполисах уличные автомагистрали играют роль разгрузочных трасс от большого количества автотранспорта. Общая проезжая часть в поперечном размере равняется 30 метрам.

Но таких автобанов в России легко пересчитать по пальцам. ГОСТ не выступает против строительства автодорог с шириной 3,5 метра. Если брать поперечную базу нормативного легкового автобиля за 1,8 метра, то на такой дороге трудно не только делать обгон, но и разъехаться со встречным автомобилем.

Стандарт в 3,5 метра

Улицы или дороги, имеющие размер 3,5 метра, разрешено строить с учетом регулирования скорости движения. Разрешено автомобилям двигаться со скоростью 80 км/ч. В черте города улицы, имеющие двух и шестиполосные проезжие части, должны обеспечить безаварийный проезд автотранспорта со скоростью 60 км/ч. Если проезжая часть оборудована обочинами для пешеходов, то разрешено автотранспорту двигаться со скоростью 70 км/ч.

На второстепенных городских улицах, но с интенсивным движением машин, ширина полосы должна быть не меньшей 3,5 метра. Допускается ширина до 3 метров. Но это предел. Имеются исключения, носящие временный характер. При строителсьтве, реконструкции допускается автомобильное движение по дорогам шириной 2.75 метра. Но это выделенные участки.

Минимальный стандарт по ГОСТ

Профильным стандартом определена минимальная ширина проезжей части в одну сторону. Она не может быть меньшей, чем 2,75 метра. Так требуют не только Государственные стандарты, но и ПДД.

Почему так скрупулезно устанавливаются размеры поперечной длины проезжей части дороги. Щепетильность в этом вопросе завязана на безопасности движения. Несоблюдение гостовских параметров, приводит к частым авариям. Можно представить, как трудно разъехаться двум грузовикам, чьи габариты внушительные по размерам. Особенно в густо застроенном населённом пункте.

Читайте так же:  кредит на открытие малого бизнеса с нуля

Дома, хозяйские постройки, заборы вплотную подступают к проезжей части улицы. При разъезде автомобилей незначительный недосмотр обернется или аварией, или заездом в чей-то огород. И если ширина дороги вне стандартов, то водитель, создавший аварийную ситуацию, не должен нести ответственности.

Недостатки узких дорог

Часто фиксируются сотрудниками ГИБДД аварии на дорогах, чья ширина не отвечает стандартным требованиям. То есть ширина проезжей части дороги в населенном пункте не была равна 2.75 метрам. Если факт имел место, то виновными ДТП будут признаны организации, строившие дорожную магистраль.

В жизни бывает и так, что допущенная к эксплуатации дорога, отвечала поперечными размерами стандартным требованиям. Их сузили погодные условия. Особенно зимой небрежно очищенный снег с проезжей части к обочине, сужает проезжую часть, делая ее меньше положенного метража. Какой здесь может идти разговор о 2 полосах? Хотя бы по одной проехать, поскольку вторая завалена снегом.

То есть искусственно создался момент для совершения аварии. При разъезде один автомобиль заехал на встречную полосу. Произошло столкновение, поскольку второй не успел съехать в кювет. Ждите дорожного полицейского для составления протокола.

Он рассудит, кто прав, а кто виноват. Согласно КоАП 12.15 ст.4, выезд на встречную полосу, наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или лишением на 6 месяцев водительских прав. Офицер дорожной полиции вряд ли станет измерять ширину проезжей части, заметенной снегом. Попутно выпишет предупреждение дорожным службам за плохую работу по своевременной очистке автомобильных дорог.

Внимание!
В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.

Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.

Какая ширина полосы движения по ГОСТ-у в городе и загородом?

Все вопросы, касающиеся обустройства дорог в Российской Федерации, расписаны в документе под названием ГОСТ Р 52399-2005. В частности, здесь имеются следующие пункты:

  • какую скорость можно развивать на участках дороги с тем или иным уклоном;
  • параметры элементов дороги — ширина проезжей части, обочины, ширина разделительной полосы для многополостных магистралей.
Читайте так же:  сколько процентов платят алименты на двоих детей

На нашем автомобильном портале Vodi.su в данной статье мы рассмотрим именно второй пункт — какая ширина полосы движения предусмотрена российскими стандартами. Также, довольно актуальные проблемы: можно ли как-то отстоять свою невиновность, если ДТП случилось на узкой трассе, не соответствующей стандарту? Можно ли как-то избежать ответственности либо добиться компенсации, если ваш автомобиль пострадал из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия в регионе проживания?

Определения понятия – “Полоса движения”

Проезжая часть, как известно, в большинстве случаев предназначена для передвижения автомобилей в обоих направлениях. Дорога для двухстороннего движения состоит как минимум из двух полос. Сегодня в России ведется активное дорожное строительство и скоростные магистрали с четырьмя полосами для движения в одном направлении не являются редкостью.

Таким образом, согласно правилам дорожного движения, полоса движения — это часть проезжей части, по которой транспортные средства движутся в одном направлении. Она отделена от других полос с помощью дорожной разметки.

Стоит также заменить, что во многих городах появились так называемые дороги для реверсивного движения, о которых мы уже писали на Vodi.su. На реверсивных дорогах движение по одной полосе возможно в обоих направлениях в разные периоды времени.

ГОСТ

По выше указанному документу в России определена следующая ширина полосы движения для дорог и магистралей различных категорий:

  • скоростные магистрали категорий 1А, 1Б, 1В на 4 полосы — 3,75 метра;
  • дороги второй категории (не скоростные) на 4 полосы — 3,75 м., на две полосы — 3,5 метра;
  • третья и четвертая категории на 2 полосы — 3,5 метра;
  • пятая категория (однополосные) — 4,5 метра.

Также в этом документе приводятся данные для ширины других элементов дорог. Так, на скоростных магистралях это следующие значения:

  • ширина обочины — 3,75 метра;
  • ширина краевой полосы у обочины — 0,75 м.;
  • ширина укрепленной части обочины — 2,5 метра;
  • разделительная линия на 4-полосных магистралях (без ограждения) — не менее шести метров;
  • разделительная линия с ограждением — 2 метра.

Кроме того, разделительная линия с ограждением или без него должна быть отделена от проезжей части краевой полосой безопасности, которая не может быть уже, чем 1 метр.

Отдельно стоит остановиться на таком моменте, как ширина полосы движения на городских дорогах. Очень часто она не совпадает с требуемыми значениями. Это объясняется тем, что центральные районы многих городов в России возводились еще в те далекие времена, когда автомобилей не было и в помине. Поэтому улицы здесь узкие. Если же речь идет о недавно построенных городских магистралях, то их ширина в обязательном порядке должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Тем не менее, движение на дорогах уже 2,75 метров запрещено. Это относится как к городам, так и к междугородним поездкам. Это правило не распространяется на транспортные средства коммунальных служб или на машины для доставки товара. Такие узкие проезды могут быть и в спальных районах, но они не предназначены для сквозного движения.

Читайте так же:  справка о последнем месте жительства умершего

Категории автомобильных дорог

В РФ категории и классификация автомобильных дорог рассматриваются в ГОСТ 52398-2005. Согласно ему, к скоростным магистралям первой и второй категории принадлежат автобаны, с не менее, чем 4 полосами для движения в одну сторону. На них также в обязательном порядке имеются многоуровневые развязки и многоуровневые пересечения с железными, дорогами, пешеходными или велосипедными дорожками. Пешеходные переходы только через мосты или подземные переходы.

На такой дороге вам вряд ли придется ждать на ж/д переезде, пока проедет поезд. Именно к данному классу будет отнесена скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург, которую строят к ЧМ-2018. О ней мы уже писали на Води.су.

Дороги второй и всех последующих категорий не оснащаются разделительными ограждениями. Раздел обозначается с помощью разметки. Также пересечения с железными дорогами или пешеходными переходами на одном уровне. То есть это простые трассы регионального значения, разгоняться быстрее 70-90 км/час на них запрещается.

Нарушение ПДД на узкой дороге

Многие водители могут апеллировать к тому, что нарушили правила или совершили наезд на пешехода на дороге, ширина которой слишком маленькая. Согласно ПДД, если нарушение совершено на дороге шире, чем 2,75 метра, то доказать что-либо вам вряд ли удастся.

Совсем другое дело, когда из-за неудовлетворительной работы дорожных и коммунальных служб ширина проезжей части уменьшается. Например, зимой часто можно увидеть огромные отвалы снега и сугробы на обочине, из-за которых ширина уменьшается. Из-за этого во время совершения маневра водитель может выехать на встречную полосу, а за такое нарушение возможен штраф 5 тысяч или лишение прав на полгода (КоАП 12.15 ч.4).

В таком случае вы можете, к примеру, измерить ширину дороги, и если она окажется меньше 2,75 метров, то можно отделаться по статье 12.15 ч.3 — выезд на встречную полосу при объезде помехи. Штраф будет составлять 1-1,5 тыс. рублей. Ну а при желании можно заручиться помощью опытных автоюристов, которые не только докажут вашу невиновность, но и заставят коммунальные или дорожные службы компенсировать ущерб.

Но, несмотря на погодные условия и состояние дорожного покрытия, помните, что согласно ПДД водитель должен учитывать не только дорожную ситуацию, но и состояние проезжей части.

ширина одной полосы дороги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here