Содержание
Приказ Федерального казначейства от 1 июня 2021 г. № 174 «Об утверждении Регламента внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по планированию контрольной деятельности»
Приказ № 174 PDF 134.5 КБ
Регламент 174 PDF 2.2 МБ
Приложение №№ 1-12 PDF 1.1 МБ
Приложение №№ 13-14 PDF 115.9 КБ
Приложение №№ 15-20 PDF 302.0 КБ
Приказ Федерального казначейства от 1 июня 2021 г. № 173 "Об утверждении Временного руководства по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере"
Приказ 173 PDF 91.6 КБ
Руководство 173 PDF 1.6 МБ
Изменения от 31 декабря 2020 года в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере
Финансовый контроль в сфере финансов
Библиографическая ссылка на статью:
Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5502 (дата обращения: 26.07.2021).
Контроль – функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Государственный финансовый контроль является инструментом финансовой политики и направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. Табл.1).
Таблица 1 – Определение государственного финансового контроля
Понятие «государственный финансовый контроль»
Бабич А.М., Павлова Л.Н.
совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов[1]
система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений[2]
установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов[3]
как подотрасль финансового права[4]
совокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов[5]
деятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов[6]
межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета[7]
осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[8]
Анализируя мнения разных авторов, можно сделать следующие выводы: государственный контроль – это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства; контроль осуществляется с помощью специфических приемов и методов; целью контроля является проверка законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств.
В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов Федерации) и внешний (осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами исполнительной власти субъектов Федерации, которые имеют контрольные полномочия).
- бюджетный контроль – контроль за соблюдением бюджетного законодательства, законности на всех стадиях бюджетного процесса, законности при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, законности при обслуживании и управлении государственным долгом;
- налоговый контроль – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за соблюдением законности при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет.
В БК РФ установлены виды проведения финансового контроля, который отличаются друг от друга целью и периодом осуществления. (Табл.2)
Таблица 2 – Предварительный и последующий финансовый контроль
Вид контроля
Момент осуществления
Цель
В процессе исполнения бюджетов
Предупреждение и пресечение бюджетных нарушений
По результатам исполнения бюджетов
Установление законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности
Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации – непрерывный процесс, который прошел ряд этапов. В современных условиях совершенствование государственного финансового контроля осуществляется в контексте необходимости:
- повышения эффективности межведомственного взаимодействия государственных органов в ходе государственного финансового контроля;
- обеспечения стандартизации контрольной деятельности с учетом стандартов государственного финансового контроля, которые утверждены Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов ( INTOSAI ).
Для эффективного осуществления государственного финансового контроля необходимо усиление ответственности уполномоченных органов, осуществляющих контроль.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ. 2003
- Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002
- Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ: теория и практика. М.: Дашков и К, 2002
- Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000
- Крикунов А.В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового контроля в РФ. СПб.: Изд. СПб государственного университета экономики и финансов, 2001
- Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. М. Юрист, 2004
- Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. М.: Финансы и статистика, 1997
- Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист, 1999
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».
Актуальные проблемы осуществления финансового контроля в РФ
Аннотация. В статье речь пойдет о регулировании контроля в финансовой сфере, существующих на сегодняшний день органах, в компетенции которых находится проведение финансового контроля. Будут рассмотрены цели, задачи финансового контроля, а также проблемы, мешающие эффективному финансовому контролю в России.
Значимость рассматриваемой темы на сегодняшний день достаточно высока, поскольку система государственного управления в России немыслима без государственного финансового контроля. Наиболее остро встает вопрос о создании эффективного механизма финансового контроля. Это связано, прежде всего, с обострившимися проблемами в сфере управления и контролирования на всех уровнях – федеральном, региональном, так и местном.
Каково же основное назначение финансового контроля, в чем его сущность?
Среди первоочередных задач финансового контроля в РФ, проводимого на государственном уровне, выступают:
— оценка текущего состояния дел в государстве;
— сравнение целей и результатов: достигнуты ли поставленные задачи, или нет;
— выбор необходимых для улучшения мер при необходимости. [6]
Главной проблемой финансового контроля в России является несогласованность и неэффективность его системы. [4] Она включает в себя различные службы и ведомства, выполняющие определенные, возложенные на них законом функции. Но взаимодействие между органами финансового контроля в РФ не налажено: все ведомства и органы часто действуют разобщенно, а их деятельность регулируется таким огромным количеством нормативных актов, что это приводит к путанице, а не к порядку. Все вышеназванные несовершенства свидетельствуют о том, что современная система государственного финансового контроля в нашей стране разрозненна, не сформирована, и нуждается в глубоком совершенствовании.
Все это позволяют говорить о неэффективности проводимой работы по формированию системы финансового контроля, а также отдельных органов, ее образующих. Это обусловлено, по большей части, отсутствием необходимых образцов и стандартов, на которые можно было бы ориентироваться. Но с чего же нужно начинать работу в направлении совершенствования системы финансового контроля? Прежде всего, необходимо определить существующие проблемы, а также причины, их вызывающие. Остановимся на них более подробно.
Так, наиболее основной, на наш взгляд, является проблема в несовершенстве нормативной базы. Она выражается в неопределенности полномочий контролирующих органов, смешении их функций и компетенций, а также в том, что круг объектов, подлежащих финансовому контролю, не определен. Пока еще не создан четкий алгоритм реагирования компетентных органов на нарушения в финансовой сфере.
Это становится очевидным при анализе норм федерального законодательства РФ: например, Конституция только кратко затрагивает положения, касающиеся финансового контроля и органов, его осуществляющих, а Бюджетный кодекс не содержит такого определения, как «финансовый контроль», и контрольным органом названа только Счетная палата РФ [2], что, безусловно, неверно, так как контрольными полномочиями в финансовой сфере обладает и ряд других органов.
Помимо недостатков в нормативном регулировании, следует также выделить проблемы в работе органов, уполномоченных на осуществление финансового контроля. Самым ярким примером здесь являются неправомерные действия по сбору налогов, установлению льгот, действия, приводящие к увеличению задолженности перед бюджетом. [5] Более того, многими контрольными органами не выполняются требования нормативных актов, не проводится надлежащий контроль за расходованием государственных финансовых средств, что приводит к их нецелевому использованию.
Важно отметить, что система финансового контроля в России на сегодняшний день не может выполнять свое предназначение, в связи с чем, необходима ее скорейшая реструктуризация. Вышеизложенное свидетельствует о том, что такая система должна быть выстроена на надежной и стабильной нормативно-правовой базе.
Говоря об изменениях в системе государственного финансового контроля, также подчеркнем, что его эффективность может быть достигнута лишь при условии взаимодействии парламентского, административного и аудиторского финансового контроля. Таким образом, на наш взгляд, можно предложить ряд следующих мер по улучшению системы финансового контроля в России:
— первым шагом должно стать наведение порядка и установление иерархии в данной системе: сюда входит разделение компетенций, функциональных обязанностей между ними. Особо важна эта проблема на сегодняшний день в вопросах взаимодействия между подразделениями Министерства финансов России, налоговых и иных органов, в чьи обязанности входит проведение государственного финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов.
— необходимо создать специализированный орган, который бы координировал и направлял работу органов финансового контроля в России.[3] Это может быть специальный Совет, который бы включал в свой состав представителей различных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также должностных лиц контролирующих органов и их подразделений, налоговых и правоохранительных органов. Важно также, чтобы в состав Совета вошли опытные ученые – юристы и финансисты. Целью создания такого органа является объединение усилий субъектов финансового контроля, чтобы избежать разобщенности в их действиях.
Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости решения важной задачи: устранение законодательных и практических проблем, существующих сегодня в рассматриваемой нами сфере. Это возможно путем создания в РФ унифицированной системы финансового контроля, с четким разграничением полномочий и функций каждого органа, регулирование которой осуществлялось бы такой же системой законодательных актов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019).
3. Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3.
4. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я.С. Клейменов //Административное и муниципальное право. – 2010. – № 6.
5. Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики».-2013.-№4.
6. Шевченко А.А., Аюбов И.А. Актуальные проблемы государственного финансового контроля/Журнал Финансовые исследования.- 2008 №1.
Цели и методы финансового контроля
Финансовый контроль – это комплекс процедур и мероприятий, проводимых государственными органами власти и собственными силами субъектов хозяйствования для определения законности и эффективности накопления, распределения и применения финансовых средств.
Работа финансовой системы оказывает воздействие на все сферы жизни общества, но прежде всего на стабильность экономики и финансовую независимость страны. Законность финансовых операций позволяет оптимизировать работу всей национальной экономики. Контроль в области финансов направлен на решение следующих задач:
- Отслеживание выполнения обязательств экономическими агентами перед государством в части уплаты обязательных налоговых взносов.
- Правильность применения денежных и иных финансовых ресурсов предприятиями, различной формы хозяйствования.
- Соблюдение правил осуществления финансовых операций и взаиморасчетов.
- Формирование внутренних резервов предприятий, государства, домашних хозяйств.
- Снижение вероятности нарушений в сфере финансовых отношений.
Контроль позволяет усилить дисциплину соблюдения законности совершаемых сделок. Время проведения проверочных мероприятий делит мероприятия по контролю на предварительные, текущие и последующие. Контроль может осуществляться в виде плановых и внеплановых проверок. Он может проводиться аудиторскими компаниями, общественными организациями. Он может быть ведомственным и внутрихозяйственным, направленным на выявление резервов и проблемных участков, с целью создания финансовой устойчивости и независимости хозяйственной единицы.
Государственный контроль направлен на формирование прозрачной системы накопления, распределения и применения средств с помощью налогово-бюджетной политики. Государство заинтересовано в том, чтобы поступающие средства приходили в полном объеме, а также использовались согласно установленному бюджетному плану. Предприятия применяют финансовый контроль для выявления случаев хищения, недостач, анализа слабых мест во внутрихозяйственной системе, принятия мер по возмещению причиненного ущерба и так далее.
Готовые работы на аналогичную тему
Цели осуществления финансового контроля
Финансовый контроль необходим для установления правого поля единого для всех субъектов хозяйствования. Он обеспечивает строгое соблюдение законов и дисциплины, определенной законодательством страны. Его сущность заключается в наблюдении субъектов, формировании объективной информации, поиске причин правонарушений, принятии мер по исполнению наказаний в случае нарушения предписанных норм и правил.
Реализация контроля представляет собой один из элементов финансовой политики. Его цели сводятся к следующим положениям:
- Осуществление функции государственно управления в области финансовой проверки для исключения или выявления нарушений соответствующих правовых норм.
- Государственное управление, направленное на организацию доходов и расходов бюджета страны.
- Формирование обратной связи для получения полной картины об эффективности принятых решений в области финансовой политики.
- Обеспечение режима законности.
- Правопорядок в финансовых отношениях.
- Создание условий для соблюдения норм, установленных соответствующим разделом права.
Таким образом, цель государственного контроля финансов заключается в поддержании эффективности и правомерности действий в области финансовых отношений. Отдельные субъекты хозяйствования так же заинтересованы в соблюдении финансовых норм и законов. Следование им позволяет упорядочить собственную деятельность, эффективно использовать финансовые инструменты, предложенные государством и обществом в целом. Финансовая дисциплина проявляется во всех сферах жизни человека. Она влияет на законность и соблюдение прав в налоговой, бюджетной, страховой, валютной и других отраслях хозяйствования. Дисциплина финансов создает условия для исполнения доходов бюджета, своевременного финансирования расходов, защиты прав экономических агентов, разработку и внедрение стандартов по ведению финансового учета и так далее.
Методы реализации контроля финансов
Контроль в области финансов представляет собой комплекс мероприятий, приемов и методов, направленных на выявление ошибок или нарушений в финансовых отношениях. Правильность подобранных методов оказывает воздействие на качество и эффективность контрольных мероприятий. Кроме того, контроль может иметь разные цели и задачи, а значит, требовать применения разнообразных инструментов.
К основным методам финансового контроля относятся:
- Наблюдение – представляет собой наиболее простой метод, не требующий сложной подготовительной работы. Оно позволяет отслеживать действия объекта, не вмешиваясь в его работу.
- Обследование – является методом разностороннего анализа экономической и финансовой деятельности субъекта хозяйствования. Основной целью этого метода является выявление слабых сторон финансовой системы объекта, формирование представления о ее недостатках.
- Метода анализа – широко применяется при работе с финансовыми документами. Объектами изучения выступают данные бухгалтерского учета, а именно, счета и балансы. Задача применения метода – отражение данных согласно принципам своевременности и полноты. Это влияет на расчет налоговой базы, а значит, бюджетные доходы.
- Проверка – один из инструментов контроля. Контролирующая организация определяет цель исследования объекта, в соответствии с которой собирает и анализирует необходимую информацию. Итогом является составление протокола, определение соответствия действий объекта законам и нормам, вынесение решения о применении санкций и штрафов.
Организация проверок влияет на их специфику. Они могут быть встречными, камеральными, выездными, тематическими, комплексными, документальными. Результатом проверки становится письменное заключение, составленное проверяющим органом.
Практикующий адвокат, стаж работы 11 лет.